Часто родители первоклассников думают, что за формирование и развитие мотивации у школьников отвечают исключительно учителя. Это не так. Многое необходимо сделать до начала учебы в школе, и сделать именно родителям. Формирование интереса к новым знаниям у ребенка начинается задолго до школы. Рассказывает Татьяна Васильевна Лохматова, руководитель психолого-логопедической службы начальной Ломоносовской школы.
Ребенок 3-5 лет: возраст «почемучек»
В этом возрасте ребенка интересует буквально все. И родителям стоит набраться терпения и отвечать на вопросы простым и доступным для детей языком. Благодаря этому улучшается речь ребенка, усиливается мозговая активность, развиваются мышление и воображение.
А главное, ребенок получает опыт общения со взрослыми, которые знают больше, чем он сам. Это очень полезно для поддержания авторитета родителей, так что стоит постараться. Кроме того, ребенок, на вопросы которого отвечают с удовольствием, перейдет на следующий возрастной этап с ощущением, что быть любознательным — это хорошо и правильно, родители это одобряют.
Ребенок 5-6 лет: скоро в школу
В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Часто родители из самых лучших побуждений начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, напрягая не сформированный еще аналитический аппарат мозга ребенка.
Но активно растущий организм устроен так: если какая-то часть мозга перенапряжена, то другая — недополучает энергии. И у ребенка, загруженного «подготовкой к школе», не формируются такие важные для успешного обучения вещи, как зрительно-моторная координация, концентрация и переключение внимания, саморегуляция поведения…
Вот и получается, что в первый класс приходят ребята, умеющие читать, писать и рассуждать, но не способные высидеть за партой все время урока, сконцентрировать внимание на задании, понять инструкцию, адресованную всему классу.
Также в этом возрасте у ребенка начинают появляться представления о том, какими качествами он хочет обладать, каким бы он хотел стать. Дети 5-6 лет обычно хотят быть похожим на героев книг, фильмов, на родителей или знакомых взрослых. Эта важное психологическое новообразование в личности ребенка можно считать началом появления учебной мотивации. То есть учиться ребенка побуждает не столько интерес к тем или иным дисциплинам, сколько желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим».
Но стоит поставить ребенка в ситуацию неуспеха, завышенных ожиданий родителей, оставить его с ощущением, что он «не дотягивает» до идеала — об учебной мотивации можно забыть. В этом случае у ребенка остается два пути: развивать некритичность к собственным действиям и оставаться с завышенной самооценкой — или отказаться от веры в себя. Оба этих защитных механизма крайне затрудняют развитие учебной мотивации.
Ребенок 6,5–10 лет: начальная школа
Ребенок стал первоклассником. Изменилось все — режим, окружение, статус. Появились обязанности. В это время родители могут повысить и укрепить значимость нового периода жизни ребенка. Например, заранее позаботиться об индивидуальном рабочем месте для первоклассника, которое будет его личным пространством. Организовать такой порядок, при котором домашние не будут отвлекать первоклассника от его учебных занятий.
Любая учеба — это вызов. Обучающийся снова и снова оказывается в ситуации незнающего или неумеющего. Умение преодолевать учебные трудности — обязательная составляющая учебного процесса. И это именно умение, этому надо учиться.
Когда родители говорят ребенку: «Пока не выполнишь задание — гулять не пойдешь», — они оставляют ребенка один на один с трудностями, которые он, возможно, сам пока не может преодолеть. Многим детям в начале обучения в школе требуется организующая помощь — вовремя сесть за уроки, достать нужные книги и т.п. Другим нужно разобраться в условии задачи, нарисовать схему… И дело не в том, что в школе этого не объясняли, а в том, что применить полученные знания в самостоятельной работе совсем не просто.
В это время детям очень нужна поддержка родителей и позитивная обратная связь. Фразы «Я вижу, ты очень стараешься» или «Эта буква у тебя очень красиво получилась» мотивируют намного сильнее, чем упреки и обвинения.
Оценки и самооценка
Большое значение в становлении самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. На первый план у ребенка выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей:
- поддержание престижа («А кто ещё в классе получил пятёрку?»);
- послушание («Тебя сегодня не ругали?»);
- ориентация на знания («Что нового ты узнал сегодня?») и т.д.
То, на чем фокусируют внимание родители, формирует учебную мотивацию в начальной школе. К четвертому классу, с накоплением у ребенка социального опыта, начнут проявляться и собственные мотивы — для чего учиться. И чтобы ребенка вел по жизни интерес к знаниям, родителям вместе со школой необходимо транслировать ребенку правильное отношение к оценкам.
Убеждать детей, что конкретная оценка говорит только о том, как ты справился с конкретным заданием, и никак не соотносится с тем, какой ты ученик, какой ты мальчик (или девочка). Всегда ориентировать детей на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Так как дети не всегда осознают, что они уже научились делать, родителям важно акцентировать детские умения, помогать им проявляться в обычной жизни, а не только на уроках.
Иными словами, поддержка родителей — неисчерпаемый мотиватор для дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Add Comment