Школа

Таблица умножения, правила русского языка: как запомнить? 4 способа

Учиться в школе многим детям трудно. Школьная программа предполагает очень большой объём материала для запоминания, однако у большинства учеников начальной школы память развита недостаточно хорошо. Сегодня я хочу рассказать родителям о нескольких приёмах, которые помогают детям запоминать школьный материал.

Таблицы-«напоминалки»

Различные таблица систематизирует материал, который дети проходят в школе. Например, таблица «Части речи» помогает запомнить названия частей речи, что они обозначают, на какие вопросы отвечают.

Таблицы можно переписать из учебника или справочника, найти в интернете и распечатать или сделать вместе с ребёнком. Пока их немного, и они соответствуют последним школьным темам, их удобно размещать на стене над рабочим местом ребёнка. Когда «напоминалки» уже не очень актуальны, отправляем их в папку с прозрачными кармашками-файлами, чтобы в случае необходимости к ним можно было обратиться.

Очень удобно использовать для размещения «напоминалок» пробковые доски. Думаю, не случайно все мои знакомые дети, над чьими столами появились эти доски, сами начали с удовольствием что-то к ним прикреплять — записки, школьные самостоятельные работы с «пятёрками», рисунки, смешные картинки. Конечно же, возможность в нужный момент подсмотреть в таблицу-подсказку помогает запоминать материал.

Дополнительные обучающие пособия

Вы можете сказать: ребёнок, который «с боем» садится за уроки, вряд ли захочет заниматься по каким-то купленным вами книжкам дополнительно. Но здесь есть две «хороших новости».

Во-первых, почти ко всем школьным программам сейчас выпущены сборники самостоятельных и контрольных работ. Вы понимаете? Вы можете заранее проделать с ребёнком самостоятельную или контрольную — ту самую, которую ему дадут в классе. (Тут очень важно удержаться от «натаскивания», от желания заставить просто запомнить ответы. Что тогда ребенок будет делать в школе, если ему дадут другой вариант?) Решить задания контрольной или самостоятельной нужно для того, чтобы определить трудности и помочь ребёнку усвоить материал, в котором он пока «плавает».

И вторая «хорошая новость» — сейчас издается много пособий, где задания изложены в игровой или шутливой форме. Например, «Задачник» Григория Остера. Там собраны придуманные автором действительно смешные (правда, иногда слишком «жёсткие», на мой взгляд, задачи). Их надо прочитать, посмеяться, а потом действительно решать.

А недавно я узнала о книгах бывшей школьной учительницы Татьяны Рик. В них в форме сказочного повествования Татьяна рассказывает о частях речи, их признаках и особенностях. Книги называются «Здравствуйте, Имя Существительное!», «Здравствуй, дядюшка Глагол!», «Доброе утро, Имя Прилагательное!», «Привет, Причастие!», «Как живешь, Наречие?». Книги очень занимательные, в них много картинок, и все они нарисованы самим автором.

И подобных книг много.

В повседневной жизни

Почти все родители это делают. Когда мы на ходу (по дороге куда-то, сидя в машине, просто за выполнением домашних дел) просим ребёнка ещё раз рассказать нам стихотворение, которое ему задали выучить, или «гоняем» его по таблице умножения, или предлагаем порешать в уме примеры. Это очень полезная работа! Мы тренируем память, мы закрепляем материал — и при этом, заметьте, общаемся.

Вот примеры таких заданий:

  • попросите ребёнка перечислить все гласные буквы (их 10) и все гласные звуки (их 6 — исключаем е, ё, ю, я), поинтересуйтесь — в чём разница между буквами и звуками (буквы мы пишем и читаем, звуки слышим и произносим, буква — графическое изображение звука на письме);
  • потренируйте ребёнка в подборе мягкого парного согласного («Давай с тобой поиграем: я произношу твёрдый согласный звук, а ты подбираешь ему мягкую пару — «м» — «мь», «н»- «нь», «с»- «„сь“. А потом наоборот — я называю мягкий звук, а ты твёрдый»). В этой теме путаница очень у многих детей! (Всегда твёрдые, не имеют «мягкой» пары — Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие, не имеют твёрдой пары — Й, Ч, Щ.);
  • предлагайте ребёнку разные имена существительные и просите определить их род;
  • предлагайте ребёнку образовать множественное (а потом единственное) число имён существительных, глаголов, прилагательных;
  • тренируйте в умении задавать вопрос от главного слова к зависимому — это поможет ребёнку различать и называть главные и второстепенные члены предложения. Например: стиральная машинка — машинка (какая?) стиральная;
  • предложите ребёнку посчитать «двойками», «тройками», «пятёрками», десятками, сотнями;
  • можно складывать или перемножать цифры в номерах машин, мимо которых вы проходите или проезжаете.

Настольные игры по теме

Сейчас появилось достаточно много игр для начальной школы в виде карточек, которые надо подобрать и правильно разложить. Есть игры, помогающие закреплять различные темы из программы по русскому языку, по математике, окружающему миру. Эти игры не слишком дорогие, но очень полезные.

Источник