Финансы

Как научиться копить и тратить деньги? Учим детей, учимся сами

К сожалению, ни одна школьная программа не включает в себя уроки финансовой грамотности. Физику, химию, астрономию и даже рисование с черчением чиновники от образования считают более важным для успеха ребенка во взрослой жизни, чем банальные основы грамотного планирования личного бюджета. Остается либо смириться с тем, что ребенок пойдет путем проб и ошибок, либо восполнять этот пробел силами семьи. О том, как обучать детей правильным финансовым привычкам, рассказывает Алексей Тараповский, руководитель и основатель Anderida Financial Group (AFG)

Как отец двоих детей и финансовый консультант, я не только рассказываю клиентам, как обучать детей копить и тратить деньги, но и просвещаю собственных детей по мере сил и возможностей. Попробую сформулировать несколько общих правил эффективного приобщения детей к финансам.

Дети и деньги: дошкольники

Ребенок от рождения до 3 лет еще неспособен воспринимать абстрактные понятия, но начинает познавать жизнь с помощью игр. Мы с женой пробовали в этот период внедрить в сознание своих детей понятие обмена одних игрушек на другие. Необходимо, чтобы ребенок осознал, что у любых интересных ему предметов есть эквивалент в виде других вещей или игрушек.

В возрасте 3-6 лет ребенка можно начинать приобщать к денежным вопросам. Мои дети учились считать монеты и купюры (конечно, после того, как научились считать), мы вместе ходили в магазины, и я разрешал им выбирать сладости или игрушки в рамках определенной суммы и потом расплатиться с кассиром. Дети очень позитивно воспринимают такое «обучение» — ведь им доверяют «взрослые» функции.

Ближе к школьному возрасту можно начинать внедрять в сознание ребенка принцип «отложенного вознаграждения». Мы с супругой объясняли детям: если сейчас не потратить деньги, в будущем, когда будет накоплена достаточная сумма, можно будет приобрести более дорогую игрушку. Демонстрировали это на примерах: «Вот сейчас ты можешь купить эту небольшую машинку, а если будешь копить в течение месяца — уже вот эту, красивую и большую». Пусть не сразу, но со временем данный подход начинает восприниматься ребенком.

Как накопить деньги? Школьникам — о семейном бюджете

Школьник 7-12 лет должен начинать усваивать основы финансового планирования. Посадите ребенка рядом, распределяя месячные расходы. Начинайте распределение с денег, которые предназначены для инвестиций. Инвестиции необходимы для того, чтобы достичь долгосрочных финансовых целей — покупки недвижимости, оплаты образования детей и, наконец, обеспечения пассивного дохода (ренты), который будет кормить вас, когда вы отойдете от дел (прекратите работать, закроете или продадите свой бизнес).

Конечно, можно просто накопить необходимую сумму под матрасом. Но такой способ накопления денег чреват большими потерями от инфляции и тем, что вам потребуется очень много времени и много усилий. Если же инвестировать, то достичь финансовых целей становится проще. Под инвестициями мы понимаем вложения в акции (доли в компании) и облигации (дачу денег в долг компаниям и государству), покупку коммерческой или жилой недвижимости с целью сдачи в аренду и получения дохода.

Почему важно начинать с инвестиций? Потому что в противном случае вы всегда найдете возможность потратить заработанные деньги, а не отложить их для лучшего будущего. Этот принцип называется «плати сначала себе». Если ребенок впитает этот принцип, то будет использовать его, когда начнет зарабатывать деньги сам.

Затем покажите обязательные расходы семьи: коммунальные платежи, налоги, выплаты по кредитам, затраты на еду. Продемонстрируйте ребенку процесс накопления на крупные покупки, например, на отпуск. Объясните возможности и опасности кредитов. Постарайтесь пробудить у ребенка любопытство и интерес к финансовой жизни семьи, но не превращайте планирование семейного бюджета в тяжелую обязанность.

В этом возрасте можно начинать поручать детям несложные финансовые задачи, например, составить меню на неделю для всей семьи в рамках определенной денежной суммы. Позвольте ребенку самому составить список блюд, необходимых продуктов, пусть он сам совершит покупки в магазине под вашим контролем. В конце недели обязательно обсудите результаты: понравилось ли членам семьи питание, получилось ли сэкономить по сравнению с планом или возник перерасход, выслушайте замечания и предложения ребенка. Если ребенок проявляет активный интерес к финансам, можно привлекать его и к более сложным финансовым вопросам в семье.

Подросток: самостоятельные финансовые решения

12-16 лет — возраст, когда ребенок начинает принимать самостоятельные решения, пусть и небольшие, в плане личных финансов. В этом возрасте детям важно дать возможность иметь карманные деньги и распоряжаться ими. В моей практике работы с клиентами обычно встречаются два варианта выплат карманных денег: фиксированный еженедельный бюджет и «зарплата» за различную работу по дому. Важно обеспечить обе составляющие — первая дает возможность подростку планировать долгосрочные покупки и свои расходы, а вторая позволяет донести, что деньги — это не данность, их необходимо зарабатывать и эффективно тратить.

Нежелателен строгий контроль расходов ребенка в рамках его собственных денег, хотя и необходимо удерживать его от глупых трат, таких как покупки онлайн-бонусов в невероятно популярных в детской среде мобильных играх. Здесь лучше всего работает объяснение и личный пример. Если вам удастся пробудить в ребенке интерес к финансовой инфраструктуре (он должен понимать, что такое банки, страхование, фондовый рынок, акции, облигации и так далее) — можно сказать, что полдела уже сделано.

Мой старший ребенок уже сейчас начинает активно интересоваться инвестициями, часто задает мне вопросы по поводу моей работы. Если же интереса нет — заставить не получится. К счастью, концепция пассивного дохода легко доносится до тех детей, которые уже начинают думать о своем будущем.

16 лет и старше — это последний период, когда вы можете чему-то научить дочь или сына, дальше они пойдут своей дорогой. Закрывайте информационные пробелы в финансовой картине мира, оказывайте влияние (если это еще возможно) на стратегии поведения в сфере сбережений. Идеальным подарком в этом возрасте будет профессионально составленный личный финансовый план — это поможет ребенку осознать свои цели и наполнит мотивацией для будущих побед.

Как научить детей тратить и копить деньги

Если подвести итог, можно выделить следующие принципы обучения детей финансовой грамотности:

  • Лучший способ — практика. Вместо скучного объяснения основ финансового планирования составьте вместе с ребенком список покупок перед походом в магазин.
  • Личный пример убеждает сильнее наставлений. Прежде чем воспитывать полезные финансовые привычки в ребенке, нужно обзавестись этими привычками самим. Если вы пока этого не сделали, можно начать вместе с детьми.
  • Важна частота, а не продолжительность уроков. Лучше уделять финансовому обучению 5-10 минут в день, чем два часа еженедельно. К тому же маленьким детям трудно надолго сосредотачиваться на чем-то одном, и в скором времени они начнут воспринимать финансовые уроки как тяжелую обязанность. А мы помним, что главное в этом деле — интерес!
  • Чем младше ребенок, тем больше элементов игры должно быть в обучении. До 12-14 лет, по моему опыту, любое обучение должно быть в игровой форме, пока ребенок не осознает, что ему это действительно необходимо.

Но главным подарком умных и финансово грамотных родителей своему ребенку будет решение проблемы своей будущей пенсии. Если вы освободите детей от бремени содержания себя после отхода от дел, он никогда не переложит это бремя на своих детей. И тогда ваша задача по воспитанию финансово успешного человека может считаться полностью выполненной.

Источник