Сегодня ребенок увлекся конструированием, и вы нашли ему соответствующий кружок. А завтра увидел тренировку юных дзюдоистов, и оказывается, он всю жизнь мечтал бороться на татами. Что делать: одно бросать, другое начинать? Не учим ли мы детей «разбрасываться»? И вообще в какой степени надо следовать желаниям ребенка — касаются ли они увлечений, общения с друзьями, подарков…
Создавать возможности
Мы не можем заранее знать, кем станет наш малыш, что его по-настоящему заинтересует, к чему он проявит способности. Поэтому непременное условие воспитания — это создание возможностей для развития ребенка. Возможностей самых разных, потому что мир велик, а человеческая деятельность разнообразна. Если не дать ребенку испробовать множество вариантов, как он сможет раскрыть свои таланты?
Музыка, танцы, спорт, литература… Походы по кружкам и бассейнам бывают изнурительны, но они необходимы! Вы не можете заранее знать, на что ребенок среагирует всем своим существом! При этом все другие попытки найти себя не пропадут даром, после них останутся сильные впечатления и полезные навыки.
Я люблю слушать мини-лекции Кена Робинсона на портале TED. Этот чудесный, веселый и глубокий человек рассказывает массу поучительных историй на тему способностей детей. У него есть книга, она издана и у нас — «Призвание» (Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010).
Среди прочих Робинсон приводит такой пример. Одна девочка плохо училась в школе, вертелась на уроках, раздражала учителей. Ей грозил диагноз «гиперактивность», а вместе с ним — школа для детей с особенностями развития.
Мама повела дочь к психологу. Он посмотрел, что вытворяет девочка во время его разговора с матерью, и предложил оставить ее в кабинете, включив там музыку. Далее доктор предложил матери через особое стекло понаблюдать за дочерью. Оставшись одна, та тут же вскочила и принялась танцевать.
Психолог сказал: «Она — прирожденная танцовщица» — и посоветовал отдать девочку в балет. В результате она стала солисткой лучшей балетной труппы Великобритании, а затем и постановщиком мюзиклов, среди которых — знаменитые «Кошки».
Какой молодец доктор! И какая умница мама! Вовремя раскрыв призвание девочки, они помогли ей стать счастливой и успешной. В этом и заключается задача всех родителей — помочь ребенку найти себя. А для этого надо создавать возможности.
Развивать потребности
Печальное зрелище — молодые люди, которым ничего от жизни не надо. Кому-то хватает нескольких бутылок пива, кому-то бывает достаточно занырнуть на весь день в Интернет. На все предложения хоть как-то разнообразить жизнь эти люди пожимают плечами и отрицательно качают головой. Очень обидно, потому что подчас они просто не знают, что теряют. Им никто не показал другого мира. А ведь это обязанность родителей — развивать потребности.
Например, потребность читать хорошие книги. Современные мальчики и девочки с радостью забрасывают это занятие, как только заканчивается школа с ее уроками литературы. Но не все. Если в семье родители не только читают детям, но и обсуждают с ними прочитанное, если есть культура чтения и ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия от него, то книга остается с ребенком навсегда.
Потребность в хорошей музыке тоже трудно приобрести во взрослом возрасте, если не было семейной традиции посещать концерты. Но надо тысячу раз подумать над выбором произведения и исполнителя, если вы отправляетесь на концерт с детьми. За редким исключением им невыносимо скучно на органных концертах Баха, но они могут полюбить Чайковского, Шопена, Листа. Можно, чтобы ребенок не устал, пойти только на первое отделение. В общем, любое культурное мероприятие с ребенком надо продумывать так, чтобы это было не наказанием, а радостью, потрясением.
Я помню, как мамина подруга тетя Зина водила меня в Третьяковскую галерею. Каждый раз она показывала мне только одного живописца. И каждый раз говорила: «Сегодня я покажу тебе своего самого любимого художника!». Я спрашивала: «Но в прошлый раз любимым художником был Серов, а сегодня Кустодиев — разве так бывает?». А она смеялась в ответ: «Бывает, потому что каждый настоящий художник для меня самый любимый».
Конечно, дети открывают что-то новое в жизни и без нашего участия. Но им будет легче, если воспитать в них эту потребность. Перед ними такой разнообразный и интересный мир. И именно родители должны побудить ребенка познавать его.
Поддерживать
Какие-то инициативы детей могут быть вам неприятны или как минимум неудобны. Например, спортивная секция, которая находится далеко от дома, и поэтому вам нужно организовывать доставку ребенка туда и обратно… Или увлечение марками и любым другим коллекционированием — оно грозит постоянными просьбами о деньгах, завистью к другим детям, у которых уже есть вожделенная марка или монета…
Дети могут привести домой друга или подругу, которые с первой секунды начнут вас невероятно раздражать. Воспитывать чужого ребенка — занятие бесперспективное. Но и выгонять из дома любимого друга сына или дочери нельзя. У вас нет другого выхода, кроме как поддерживать увлечения ребенка и его выбор, в том числе выбор друзей.
Но вы можете высказать свое мнение по поводу коллекции, если видите, что это не настоящее увлечение, а, скорее, подражание кому-то. Кроме того, можно сразу ограничить свои материальные затраты определенной суммой, которую ребенок должен точно знать и умеривать аппетиты. Также вы можете обозначить четкие границы, которые должны соблюдать его гости, и поставить условие: «Нарушение даже одного запрета приведет к тому, что больше вы здесь играть не будете».
Может быть, кто-то из читателей не согласится с такой позицией, но для меня термин «поддерживать» означает словами и делами помогать ребенку жить так, как ему хочется. Выбор вашего ребенка может вас удивить, озадачить, огорчить, но это его жизнь, и он имеет право строить ее так, как считает нужным. Задача умных, любящих родителей — постараться принять этот выбор и любыми способами облегчить связанные с ним трудности.
Дарить подарки
Наш сын всегда знал, что он хочет в подарок. При этом Петя с рождения следовал принципу Черчилля: «Я легко довольствуюсь самым лучшим». Ему не нужны были пластмассовые машинки. Он хотел настоящую металлическую модель «Волги», которая стоила десять рублей — огромные по тем временам деньги. Вожделенная машинка была торжественно куплена Пете на день рождения. Что вы думаете? Она не только до сих пор жива — у нее не сломано ни одной детали! А ведь Пете только что исполнилось 35, и ему давно не до игрушек.
Если вы хорошо знаете ребенка, то знаете и его мечту. А на мечту стоит потратить деньги и время.
Одна моя ученица страдала из-за трудного характера дочки. Переживала, искала подход, а та снова делала то, что доводило мать до слез. Типичный ребенок-манипулятор. Но однажды случилось чудо — мама угадала с подарком. Она отказалась от отпуска, но купила 13-летней дочке путевку в Англию для обучения английскому языку.
Это изменило жизнь обеих. Дочь была потрясена Англией, семьей, в которой жила. Она вдруг ощутила, как сильно отличается от сверстников, причем не в лучшую сторону. Английский она почти не знала, хотя учила его в школе. Она привыкла сопротивляться и придумывать, как испортить жизнь взрослым, и вдруг осознала, что совершенно упустила из виду саму себя. Девочка вернулась и сразу взялась за учебники. Она мечтает после университета поехать учиться в Англию. И уверенно идет к этой мечте, радуя мать своими успехами. Вот это был подарок!
Иногда надо выполнять и прихоти детей, покупать то, что им хочется. Вспомните себя в детстве: как загорались глаза в магазине игрушек! И как обидно было слышать от родителей: «Нет денег», «Не попрошайничай».
И еще: я бы не стала жестко связывать покупку подарка с выполнением какого-то условия: «ни одной тройки за четверть», «первый разряд по плаванию». Слишком много получается огорчений, если и условие не выполнил, и подарка не получил.
И никогда, никогда не упрекайте ребенка, если сделали ему дорогой подарок, а его реакция не оправдала ваших ожиданий. Вы решили — вы купили. Перелистните эту страницу.
Add Comment