До школы

Адаптация ребенка к детскому саду: 3 условия успеха

Если в наступившем году вашему ребенку «светит» путевка в детский сад, задуматься о его адаптации стоит уже сейчас. Последние исследования подтверждают: очень многое зависит от личности воспитателя и от того, может ли мама быть с ребенком в детском саду столько, сколько нужно (в наших условиях это возможно, пожалуй, лишь в формате ГКП — групп кратковременного пребывания). Ну, и шокирующий вывод: на ребенка из благополучной семьи развивающее воздействие детского сада… невелико.

Во все времена родителям порой приходилось привлекать других людей к уходу за маленькими детьми. Начиная с 1980 х годов большинство англичан и американцев в возрасте до двух лет имеют опыт посещения какого либо дошкольного учреждения. Как этот опыт сказывается на ребенке? В научных исследованиях работы яслей и садов уже приняли участие несколько тысяч малышей из разных стран мира.

Это довольно неожиданно, но одно из крупнейших исследований показало: сам по себе факт, что о детях заботятся не родители, существенного значения не имеет. Важно, как именно это происходит. Из всех рассмотренных разновидностей неродительского воспитания детей до 2 лет, в числе которых помощь бабушек, дедушек и других родственников, услуги приходящих нянь и нянь, присматривающих за малышами у себя на дому, а также работа дневных учреждений (яслей и детских садов), только последняя была признана воздействующей на развитие ребенка.

По этой причине, а также потому, что именно эта форма воспитания детей до двух лет в настоящее время развивается наиболее активно, далее мы сосредоточимся именно на ней: речь пойдет о том, какие аспекты ухода за ребенком в детском саду особенно важны и как наилучшим образом организовать там его отношения с окружающими.

Адаптация к детскому саду

Решая отдать ребенка в садик или ясли, родители, как правило, испытывают непростые чувства и терзаются сомнениями. Они могут разрываться между родительским долгом и другими обязанностями, думать, правильно ли они поступают, вверяя ребенка чужим людям. Могут они бояться и того, что ежедневная разлука будет тяжела как для малыша, так и для них самих и что крохе будет сложно приспособиться к новой обстановке и новым требованиям. К тому же родители нередко опасаются за собственные отношения с ребенком.

Однако, по данным исследований, вполне возможно помочь малышу адаптироваться к детскому саду и при этом сохранить крепкую привязанность к родителям. Кроме того, хотя пребывание в яслях и влияет на развитие детей, это влияние относительно незначительно по сравнению с влиянием условий жизни семьи и детско-родительских взаимоотношений.

Помощь ребенку: знакомство с детским садом

Несомненно, первые посещения яслей могут быть стрессовым событием для малыша. Дети часто плачут, когда родители уходят, и легко расстраиваются даже спустя несколько недель после первого прихода в сад. Негативные эмоции могут усиливаться, когда ребенок чувствует себя особенно уязвимым (например, после перерыва, связанного с праздником или с болезнью).

Когда дети начинают ходить в сад, в их крови возрастает содержание кортизола — гормона стресса. Такая реакция свидетельствует о том, что долгая ежедневная разлука с родителями ставит под угрозу представление ребенка о том, что ему постоянно доступна поддержка близких. Для того чтобы привыкнуть к ситуации, малышу нужно время. Воспитатели, вне зависимости от того, насколько они чутки, порой оказываются неспособны справиться с тревогой своих подопечных.

Поэтому тут важна родительская поддержка: стресс, испытываемый новичком, может быть не таким сильным, если у мамы есть возможность побыть в саду вместе с малышом, погружая его в новые условия по мере адаптации к ним. Как показало одно из исследований, если привязанность ребенка к родителям безопасна и они располагают достаточным количеством времени, чтобы знакомить его с непривычной обстановкой осторожно и постепенно, у начинающего детсадовца повышение уровня кортизола в крови не наблюдается.

Когда у матери есть возможность поддержать ребенка в период привыкания к детсадовской среде и она видит, что ему комфортно, она также менее склонна беспокоиться и испытывать внутренний конфликт из за разлуки с ним. Следовательно, сохраняется безопасность детско-материнской привязанности. Процесс адаптации легче протекает в тех учреждениях, где созданы условия, позволяющие родителям и воспитателям постоянно общаться, обсуждая нужды малышей.

Адаптация к детскому саду: поддержка дома

Родители, отдавшие детей в садик, часто стараются активнее общаться с ними вечерами и в выходные. Как выяснилось, матери, работающие вне дома, в целом поддерживают с ребенком более тесные отношения и бывают более отзывчивы в общении с ним, чем домохозяйки или женщины, работающие на дому.

Повышенная родительская восприимчивость особенно важна, если малыш подолгу находится в яслях или саду, где условия не вполне комфортны. К сожалению, родителям, вынужденным надолго оставлять ребенка на попечение воспитателей, нередко бывает очень трудно чутко реагировать на его нужды. Если ситуация усугубляется низким качеством детсадовского ухода, для малыша возрастает риск развития небезопасной привязанности.

Отношения между малышами и воспитателями

В детском саду у детей могут возникать достаточно близкие отношения со взрослыми, не являющимися членами семьи, и родители часто боятся, что ребенок привяжется к воспитательнице сильнее, чем к ним. В действительности же нет фактов, свидетельствующих о возможности такого развития ситуации, если малыш испытывает к матери безопасную привязанность. Напротив, результаты нескольких исследований говорят о том, что родитель, как правило, остается для ребенка на первом месте, поэтому, если в комнате присутствуют и мать, и воспитательница, большинство малышей предпочтут быть возле мамы и общаться с ней.

Там, где для этого созданы все предпосылки, ребенок демонстрирует по отношению к педагогу те же признаки безопасной привязанности, которые характеризуют его благополучные отношения с родителями: при необходимости обращается к воспитательнице за утешением, чтобы быстро получить от нее поддержку, охотно проводит с ней время в играх и других занятиях. Сочувствие педагога часто оказывается особенно важным на этапе адаптации малыша к детскому саду. Когда же ребенок успевает немного привыкнуть к новым условиям, воспитатель может перенести акцент на игровую форму общения и направить свою поддержку главным образом на исследовательскую деятельность новичка и его взаимодействие с остальными детьми.

Взаимоотношения детей в группе

Одно из основных преимуществ детских садов в глазах родителей заключается в том, что ребенок получает возможность активно общаться со сверстниками, а это особенно важно, если у него нет братьев или сестер. Хорошо организованная группа может стать благоприятной средой для освоения малышами основ социального взаимодействия и для развивающих занятий (например, совместных игр, пения или рисования). Если младенцы не демонстрируют явных социальных реакций на окружающих, то среди малышей в возрасте от года до полутора лет в условиях детского сада уже наблюдается доброжелательное помогающее поведение. Формированию позитивных связей ребенка со сверстниками способствуют хорошие отношения между ним и воспитателем.

Даже ссоры, естественным образом возникающие внутри детской группы, при грамотном руководстве со стороны педагогов могут приносить малышам пользу, помогая им осознавать несовпадение собственной позиции с позициями окружающих. Тем не менее воспитатель должен уметь предотвращать острые конфликтные ситуации, снижая риск их возникновения организованными играми и другими занятиями, стимулирующими нормальное взаимодействие.

То, как ребенок реагирует на других членов детсадовской группы, не в последнюю очередь определяется обстановкой в семье. Например, если мать проявляет чуткость в общении с малышом, сам он, вероятно, продемонстрирует достаточно развитую коммуникативную компетентность, общаясь со сверстниками. Дети из проблемных семей, наоборот, больше других предрасположены к тому, чтобы злиться или беспокоиться при виде признаков чужого дурного настроения. Помимо семейного фактора на отношения ребенка с детсадовским коллективом влияют индивидуальные особенности реагирования. К примеру, застенчивым малышам может быть нелегко общаться со смелыми и энергичными, и это создает дополнительный стресс. Чтобы лучше понимать нужды каждого отдельного воспитанника, педагогам желательно знать обстоятельства семейной жизни детей, а также их темперамент и «уязвимые точки».

Влияние детского сада на развитие малышей

В последние годы исследования в области детсадовского воспитания и его влияния на общее развитие ребенка заметно продвинулись, и теперь необходимость учитывать в таких исследованиях семейные условия признается повсеместно. Если не принимать этого в расчет, не исключено выявление ложных связей между качеством работы детского учреждения и развитием ребенка, поскольку подмеченные особенности могут фактически объясняться влиянием семьи, а не обстановкой в детском саду.

Насколько мы можем судить, общее воздействие садов и яслей на ребенка невелико, и в значительной степени оно зависит от семейной ситуации, в особенности от того, находится ли семья в благоприятных или же в стрессовых условиях. Например, малышам, чьи родители не могут обеспечить им достаточной поддержки для развития языковых навыков, посещение хорошего садика, скорее всего, пойдет на пользу. Если обстановка в доме очень напряженная, качественные услуги детсадовских воспитателей также могут снизить риск возникновения у ребенка поведенческих проблем.

Наконец, оценивая воздействие дошкольного учреждения, необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности малыша. Например, по сравнению с детьми со спокойным темпераментом дети, склонные к негативным реакциям или повышенной чувствительности, более восприимчивы к ситуации в саду: если качество работы учреждения низкое, их поведение зачастую ухудшается, если высокое — улучшается.

Источник